Главная > М. и Р., литература > Newstream российской фантастики.

Newstream российской фантастики.

Дмитрий Глуховский впервые взял в руки автомат. На презентации «Метро 2033» 22 июня 2007 года. Фото с Википедии

Были времена, когда фантастика была чем-то вроде божественного откровения. Только в роли пророка выступал человеческий разум, который ловил в потоке жизни ростки нового, улавливал взаимосвязь и создавал картины грядущего мира.
Это потом уже фантастику записали в «литературу для подростков» и «литературу второго сорта». Но и в эти времена между несколько упрощенных для незрелого восприятия коллизий скрывалось чистое золото идей и фактов. Многие  ученые, конструкторы, испытатели и путешественники начали свой путь, пойдя за мечтой, которую взяли из книги про то,чего не было и долго еще не будет.
После краткого ренессанса 90-х годов, фантастика потеряла всякие признаки научности и в массовом порядке перешла к бытописанию эльфиков, гномиков и гламурных кровососов или диким приключениям супергероев с квадратными челюстями и пудовыми кулаками. Этакое спиномозговое чтиво ниже пояса для гиперкомпенсации серых, робких и забитых.
Теперь похоже начался новый этап нисходящей эволюции жанра. Возьмем к примеру лидера отрасли — роман на подземно-железнодорожную тематику, объявленный национальным бестселлером.
Нормального читателя книга ломает сразу. Подтверждение тому — вал негативных  оценок на Либрусеке. «Скука» и «унылая муть» — самые мягкие из комментариев. Может быть автор создал действительно гениальную вещь, непонятую озверелыми мещанами Сети?
Прочтение показало — что увы, нет. С самого начала натыкаешься на несоответствия и нестыковки на ровном месте. В тоннеле сидят у костерка дозорные и разговаривают, коротая смену. Но ощущение такое, что сидят они ночью в какой-нибудь широкой, израильской, простите, украинской степи. Автор ничего не пишет об отсветах костра на потолке и стенах, резких тенях от сидящих людей. А главное — не упоминает о дыме…
Позвольте спросить — куда девается дым от костра в подземелье? Он , наверное, сразу же неведомым образом пропадает, не успев подняться к сводам туннеля, не течет под потолком и не опускается вдали, остыв, наполняя собой весь объем. Ну его, дым мешает.
А что горит в костерке? Дровишки, которые из лесу вестимо?  Или это кабельная изоляция, деревянные шпалы, пропитанные креозотом и другая плохо горящая дрянь, которая дает смрад особой едкости, заставляя надрывно кашлять и задыхаться. Наверное в предчувствии грядущей войны, фанаты книги наполнили все метро дровами, Можно простить грузилово перепевов истории гражданской войны и размусоливание темы наркоманского чая из глюкогенных грибов. Можно предположить, что мир был взорван атомной войной.
Но это не отменяет того, что дым-едкий, для костра — нужно топливо и другие простые вещи. Маленькая ложь рождает большое недоверие. А такой лжи, а скорей просто недоработок, верней недодумок писателя масса:
Вентиляция, электричество, батарейки, чернила для принтера, кассеты поляроида и пр. и пр.
С легкой руки автора герой бегает в ОЗК и не испытывая ни капли дискомфорта, а сталкеры плюют в надетый на лицо противогаз. Наверное для того, чтобы вдоволь похрюкать слюной в клапане выдоха или размазать собственные плевки на линии обтюрации маски.
Для личного оружия автор использует три градации: автомат большой — плохой, автомат маленький- хороший и пулемет сталкера-героя — огромный и страшный. Как ребенок, честное слово.
Автору боевика следовало бы знать об оружии побольше.
Дмитрий Г. постоянно привирает в деталях, описывая город и метро. Такое ощущение, что пишет он по памяти из какого-нибудь тель-авивского или парижского далека.
Например, рассказывая о погоне, он упоминает множественные, отходящие от Нового Арбата переулки. По карте их 3. Реально просматривается один. Остальные практически не видны за деревьями и домами.
В писаниях Дмитрия Г. на Садовом кольце чудесным образом исчез выезд  из туннеля под Новым Арбатом.
Да, про метро- 2 можно плести все, что угодно, никто и не заметит, но местность по которой все ходят хорошо было бы изучить.
Уместно вспомнить про воронки от атомных взрывов в непосредственной близости от метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и громадную трещину в проезжей части. А не рухнул бы при этом вестибюль станции или туннель до «Киевской»?  Более чем вероятно. И уж тем более не уцелели бы деревянные двери станции практически в самом эпицентре взрыва. Замечу, что целое здание МИДа и оплавленные дома у метро — нонсенс. 200 метров для ударной и термической волны — не расстояние.
Бегать рядом с радиоактивными воронками ядерных взрывов — это солидный прибавок к нем 20-30 рентгенам в час, которые (по косвенным признакам в описаниях) установились в качестве фона на поверхности.
Добавлю также, что любые противорадиационные костюмы от лучистой радиации (гамма-излучения) не защищают. Проторчав всю ночь до утра в радиоактивной помойке что в защите, что без — гарантированно получишь exitus letalis.
Но Дмитрий Г. не обращает внимания на такие мелочи, живописуя «подвиги» главного героя.
Кстати, пришло время коснуться и его самого. Главный герой — химера, насильственно перемещенная из наших дней в ужасную реальность постядерного мира.
Как нельзя писать стихи о любви, страдая от приступов диареи, так и выросший под землей с суровым отчимом вместо родителя парень никогда не оказался бы интеллигентски рефлексирующим закомплексованным мальчиком из «хорошей семьи». Быть трусливым недотепой, недалеким и откровенно глупым, в тяжелых условия не просто стыдно — опасно для жизни. Оттого герой вряд-ли бы выжил в силу законов естественного отбора.
Герой особых симпатий не вызывает. Наблюдая его странствия, испытываешь желание, чтобы его скорей убили и весь этот бред закончился. Мир в котором он путешествует — это гротеск, по признанию самого автора.
Там перемешались большевики, фашисты, белогвардейцы, дикари. Особо выделены сектанты, которых Дмитрий Г. посчитал необходимым пнуть со всей журналистской ненавистью.
Короткие вставные части, наподобие описания роющих до ада сатанистов автору удались. Это его. Но все эти вставки похожи на свежие заплатки в море гнилой ткани.
И уж совсем не к месту рассуждения героя. Порой становится неудобно от зеленой незрелости этих перлов, выставленных как интеллектуальное послание автора. К кому? Кто на такое купится? Ребенок 12-13 лет?
«Рассуждения» эти уместны как танцы на похоронах. Вся вставная сложность идет роману  как «Соеву пенсне» (С).
Создается впечатление, что автор бессистемно надрал всякой разности, а после облегчается этой полупереваренной массой вместе с опилками и деревяшками в мозг, предлагая читателю усвоить этот вторпродукт.
И совершенно правильно, что здоровая часть читательской аудитории высказывает свое возмущение «нитленкой» Димы Г. Читать такое — означает демонстрировать свою человеческую незрелость. Восхищаться — это позорный диагноз.
Если рассмотреть роман с точки зрения требований издателя, предьявляемых к подобного рода продукции получится следующее:
Главный герой — отнюдь не цельная личность. Скорей кегля. Уронили -упал, подняли — пошел. Симпатий он особых не вызывает, на супергероя походит мало.
Результат странствий — обделался, обиделся, надулся и ушел домой.
Сюжет — хаотичный, из слабо связанных друг с другом кусков.
Стиль изложения — рваный.
Детали повествования — из разряда «стремительно падающих домкратов».
Короче, — брак, неформат, мусорная корзина. Но отчего же в нарушение правил книгоиздания оно было издано, агрессивно отрекламировано и породило массу подражаний?
В свое время ходила шутка, что при помощи рекламы можно убедить  в необыкновенной питательности мыльной пены.
Все зависит от того, как долго и с какой интенсивностью капать на мозг.
Победное шествие «метро» и «марусь», сляпанных по одинаковому агрессивно-зазывному шаблону вызывает подозрение, что мы присутствуем при рождении литературы нового типа. Его можно было обозначить третьим сортом, т. е. поделками классом ниже творений Дарьи Дустининой, но это не совсем так. Это не просто литература для дебиловатых подростков,  а средство активной фабрикации дебилов.
Остается догадываться кому и зачем это надо, сколько денег тратится  и из каких «палестин» эти средства вкладываются.
В момент написания статьи в Интернете прошла информация о погибшем в метро подростке, который ночью спрыгнул на полотно и двинулся в туннель. Очередная жертва «великого романа»? Сколько их еще будет…

Реклама
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: