Главная > М. и Р., архив, литература > Стрингер* образца 1879 года.

Стрингер* образца 1879 года.

*стрингер — журналист специализирующийся на раскапывании «жаренных» материалов.
аннотация на книгу ЛЕО ТАКСИЛЯ «СВЯЩЕННЫЙ ВЕРТЕП».

Лео Таксиль  — автор, весьма известный на территории бывшего СССР. Отечественные борцы с опиумом для народа с удовольствием издавали книги этого воинствующего безбожника, полагая, что творения Габриэля Антуана Жоган-Пажеса (таково настоящее имя господина Таксиля), весьма  способствуют делу борьбы с религиозными предрассудками.
Зачастую дети «правильных» партийцев (да и не только они) знакомились с Библией и Евангелиями по злобным, насмешливым произведениям «Габриэля — Сатаноборца».
Но священные тексты, притчи о давнопрошедших временах, написанные языком аллегорий, наполненные скрытым в парадоксальности изложения сакральным смыслом, плохо поддаются осмеянию при помощи прямолинейной логики и проекции современного автору положения дел в глубокую древность. Оттого и выглядят эти антирелигиозные поделки достаточно бледными. Библию испортить трудно.
Гораздо лучше получилось у Таксиля бичевание нравов служителей католической церкви, благо поводов для этого они дали предостаточно.
Один из таких антиклерикальных, задиристых памфлетов, «Священный вертеп», опубликованный еще молодым тогда Лео Таксилем предлагается вниманию читателей.
По форме это произведение представляет собой сборник исторических фактов о «славных» делах и жизни первых лиц римско-католической церкви. Особым образом поданные, и снабженные саркастическим комментарием, в стиле теперешних телекиллеров, вроде господ Леонтьева и Доренко, они предлагают рассмотреть жизнь папства, с точки зрения заранее убежденных в виновности, следователей по «делу генерального прокурора».
Нужно отдать должное упорству и настойчивости автора в раскапывании шокирующих подробностей из жизни «наместников Христа». Он срывает ореол святости с первосвященников и рассматривает многовековую историю светской власти руководителей католической церкви, как грызню за папский престол, деньги и плотские удовольствия. Мрачной чередой проходят обманы и мошенничество, совершаемые «первыми слугами» Бога, казни и отравления, дикое сведение счетов с противниками, подгонка догматов веры под нужды кошелька высших чиновников «министерства Всевышнего».
По всей видимости, большинство изложенных Таксилем фактов соответствует истине. Ошибки, злоупотребления и беззаконие — порок абсолютно любой системы бесконтрольной власти, на что бы она ни опиралась: «волю народа», ленное право, авторитет религии.
Можно ли рассматривать это произведение, как некий «урок свободы»? Отчасти да. Живописуя разложение института папской власти, Таксиль делает «прививку» здорового скепсиса от убежденности в непогрешимости тех, кто объявляет себя «равнее других».
Есть прекрасная поговорка: «Только женщина и священник не могут вовремя остановиться». Не стоит читателю им уподобляться.
Никто, в здравом уме и твердой памяти, не предложит упразднить государственную власть, на основании того, что чиновники берут взятки. Никто, не предложит разогнать армию, по причине того, что генералы разворовывают денежное довольствие личного состава и бессмысленно  губят солдат, затыкая собственные тактические просчеты. Никто не предложит отказаться от веры, на основании, мягко говоря, фактов недостойного поведения первых лиц церковной организации.
Полемика — полемикой, сарказм — сарказмом, но главное — чувство меры, которое превыше всего.
Интересно, знал  ли страстный и язвительный «сатаноборец», что публичное разоблачение аморальности «пастырей», в первую очередь вызовет падение нравственности, за которую он так ратовал? Установит осуждаемые им порядки в качестве всеобщей нормы. Это и понятно: «Почему им можно, а нам нельзя?».
Догадывался ли, до чего дойдет век железный, начертавший на своих знаменах слово «материализм»?
Какие горы трупов он наворотит, прикрываясь словами о равенстве и справедливости, до какой пустоты и бессмысленности доведет жизнь людей, лишив их вечной жизни и милосердия божьего?
С высоты прошедших лет можно во всех подробностях рассмотреть все последствия тех или тенденций общественной мысли, увидеть чему служило перо того или иного писателя или философа. Задуматься, о том, какое следствие будут иметь наши собственные поступки…
Памфлет Лео Таксиля предоставляет для этого богатый фактический материал.
Ну, а те, кто не хочет вдаваться «в дебри», может рассматривать данную книгу как сборник исторических анекдотов про те времена, когда верили, что устройство мира может быть изменено одним росчерком пера «заместителя Всевышнего», а спасение души можно купить за деньги у самозваного представителя Бога на Земле.

Реклама
Рубрики:М. и Р., архив, литература Метки:
  1. Комментариев нет.
  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: